Поощрение и наказание детей в семье
Поощрение и наказание? Простейшее из
средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать
свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.
Люди чаще всего руководствуются мотивом
"потому что", хотя логичнее было бы использовать мотив "зачем".
Вполне закономерно, что люди, стремятся
к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным
путем.
Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными
или комфортными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися. Что воспитываем мы
в них день изо дня?
Взращиваем ли мы в них уверенность в
собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность
справиться с заданием?
Используя наказание и поощрение,
родитель фиксирует внимание ребенка либо на успехах, либо на неудачах, таким
образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу
"Образа Я" и самооценки ребенка.
Поощрение положительных проявлений и
поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства
компетентности, а, следовательно, повышению его самооценки. Постоянное
упоминание о недостатках и неудачах ребенка повышают его неуверенность в
собственных силах и внутреннюю тревожность.
Именно по этому, желая вырастить
сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение.
Наиболее эффективным способом поощрения
успехов ребенка является эмоциональная реакция родителя. Например, слова
родителя "Я горжусь тобой", "Я очень рад за тебя" являются
для ребенка лучшей похвалой и придают ему сил. Отличным поощрением для ребенка
также является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и
создают пространство для доверия и искренности, в то время как наказания
способствуют отчуждению и конфронтации.
Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и
серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения.
Выбирая способ наказания ребенка, родители должны помнить, что физическое
наказание унижает ребенка и способствует негативного "Образа Я".
Наказывать лучше, лишая ребенка хорошего, чем делая ему плохое. Для того чтобы
наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между
ребенком и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:
1.
Наказание должно соответствовать проступку ребенка и
помогать его исправить.
2.
Ребенок может быть наказан только за свой проступок.
3.
Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же
поступок.
4.
Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к
действиям, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять ребенку,
если ты сделаешь это еще раз - я тебя накажу, гораздо эффективнее наказать
ребенка один раз.
5.
Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо
себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.
Очень важно, помогать ребенку разобраться в причинах случившегося,
независимо от того, насколько серьезным был проступок. Помогая ребенку выяснить
мотивы его поведения, вы способствуете формированию внутренней рефлексии
ребенка - способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При
совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание.
Помогите ребенку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем
самым вы заменяете не успешность на успех.
Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям
право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа
безупречности.
Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания вы выберете,
будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет вашему ребенку понять
и принять ваши требования, причины ваших воздействий и последствия своих
поступков. |