Понятие и значение режима дня. Его
особенности в разных возрастных группах
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение
суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную
организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным
возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность,
успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от
переутомления.
Физиологической
основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень
работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать
предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное
функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной
зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных
его элементов, среди которых выделяют следующие:
– сон;
– пребывание на
открытом воздухе (прогулки);
– воспитательная
и учебная деятельность;
– игровая
деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой,
рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
–
самообслуживание, помощь семье;
– приемы пищи;
– личная
гигиена.
Сон обеспечивает полное функциональное
восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей
разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния
здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон,
независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение,
группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для
дошкольников, и для школьников.
Ребенку до 5 лет
положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них
примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время
с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят
днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут.
Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы
более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй
половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок
достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Пребывание на
открытом воздухе (прогулки)
– наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови,
восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить
закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны
прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по
возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15
°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при
температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней
полосы).
Воспитательная
и учебная деятельность.
При построении
рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования
организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры
головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до
12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.
Программами
обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей
группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю),
в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей
группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В
подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут,
приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что
занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с
окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование.
Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.
Одним из средств
физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для
каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей.
Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются,
играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.
В режиме дня
каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения
первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.
Чем меньше
возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип
постепенности при проведении всех режимных моментов.
Важно вносить
сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы, как для
холодного, так и для теплого времени года.
В зимнее время в
связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько
сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.
Поэтому особое
значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не
менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается
ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число
занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности
проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные,
музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить на
свежем воздухе.
Для того чтобы
прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно
планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения,
знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на
улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па
экскурсии за пределы участка и т.п.
При
осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности
детей.
Планируя работу,
воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по
развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись
физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков
утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.)
проводится физкультурная минутка.
В периоды
времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое
внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.
На основе
передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки
выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен
в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти
часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.
|